Михаил Барышников — танцовщик, хореограф, актер и постановщик американского балета латышского происхождения, родился 27 января 1948 года, фамильярно известный как «Миша».
Михаил Барышников на пути к славе
Обладая выдающимися физическими данными, молодой Барышников в 1960 году начал учебу в балетной школе Рижской оперы. В 1963 году поступил в Ленинградское Вагановское училище. Таи он вместе с педагогом Александром Пушкиным расширил свое обучение. Когда Михаилу было 15 лет поступил в труппу Кировского балета в качестве солиста. В Кировском балете состоялись премьеры главных партий в балетах: Горянка (1968) Олега Виноградова , Вестрис (1969) из Леонида Якобсона , Гамлет (1970) Константина Сергеева и Сотворение мира (1971) Натальи Касаткиной и Владимира Васильева. .
1974 год турне по Западу со «звездами Большого театра». А 29 июня, по окончании последнего представления в Торонто, Барышников решил остаться на Западе и стал одним из лучших. танцоров современности. В том же году он был принят на работу в Американский театр балета, где вскоре начал исполнять новые роли, созданные специально для него. В таких балетах, как «Месть Медеи» (1975) Джона Батлера, где он был партнером Карлы Фраччи , Push Comes to Shove (1976) из Twyla Tharp , Hamlet Connotations (1976) из Джона Ноймайера. Other Dances (1976), часть Джерома Роббинса, которая была выпущена на Барышниковой Наталии Макаровой на Гала-вечере в пользу библиотеки исполнительских искусств Нью-Йорка, а затем — Па де Дюк (1976) Элвина Эйли и Джудит Джемисон.
В 1975 году он был приглашен Ballet l’Opera de Paris для интерпретации Дон Кихота вместе с Гелси Киркланд. Барышников покинул Американский театр балета в 1978 году. Он с успехом поступил в труппу New York City Ballet. Там он работал с Джорджем Баланчиным и Джеромом Роббинсом, которые посвятили ему свой Opus 19 (1979). Он был приглашенным артистом в разных труппах. Это дало ему возможность участвовать в таких релизах, как: Dame de Pique (1978) Ролана Пети с Марсельским балетом, сыгравшего только один раз, Rhapsody (1980) из Фредерик Эштон с Королевским балетом и фортепианным баром (1997) Мориса Бежара.
В 1980 году был назначен художественным руководителем Американского театра балета, продолжая карьеру танцора. Премьерой новых балетов: «Дикий мальчик» (1981) Кеннета Макмиллана , «Девять песен Синатры» (1982) Тарпа и «Петь мне только с тобой». Глаза (1987) Марка Морриса.
От балета к модерну
Карьера пережила исключительное изменение, когда он решил оставить балет и посвятить себя современному танцу. В 1990 году он вместе с Марком Моррисом стал соучредителем компании White Oak Dance Project, художественным руководителем которой он был до 2002 года, где Михаил Барышников сыграли премьеры: Motorcade (1990), A Lake (1991) и Три прелюдии (1992) из Морриса, Перголесси (1993) из Тарпа и Голубая цапля (1993) из Иоахима Шлёмера и других. В 2004 году открыл свой Центр искусств в Нью-Йорке.
Также и киноиндустрия открыла Михаилу Барышникову свои двери: он дебютировал как актер в фильме Герберт Росс (1977) и получил номинацию на «Оскар», предрекавшую многообещающее будущее интерпретатора русского изгнания. Он снимался в фильмах: «Белые ночи» (1985) Тейлора Хакфорда , который является его самым известным фильмом. В этом фильме он играет русского танцора, который случайно возвращается на советскую территорию и его арестовывают коммунистические власти. Главная достопримечательность этого фильма — музыкальные произведения, которые Барышников танцует с актером Грегори Хайнсом. Специалист по стилю, известному как чечетка.
Погружение в кино
После игры в фильмах «Шпионы без границ» (1991) Николаса Мейера Михаил решает посвятить себя производству кино. Область которую он выделил для своей роботы по дублированию, реставрации и пересборке классики русского анимационного фильма для его премьеры в США. Другие фильмы, в которых он участвовал: Танцоры» (1987), Герберт Росс, «Кармен» (1980), «Пети и динозавры» (1991) и «Кабинет доктора Рамиреса» (1991) от Sellers. Михаил также принимал участие в передачах для телевидения. Такие как Барышников на Бродвее (1980) и появлялся в эпизоде сериала «Бунтарь» (2006) вместе с Алисией Уотерс. Он также играл в театре, в постановках Кафки. А также в снимался в рекламе, (1988) Метаморфоза как лицо карты American Express и коммерческий образ парфюма «Миша» (1989). 28 сентября 1989 г. подал в отставку с должности художественного руководителя Американского театра балета. Среди его хореографических работ — версии классического «Щелкунчика» (1977), «Дон Кихота» (1978), «Золушка» (1984), последней с Питером Анастосом и «Лаго де лос Сиснес» (1989), исполненные для Американского театра балета.
Летом 2006 года он гастролировал по США и Испании с танцевальной труппой Hell’s Kitchen Dance Company. Спонсируемой центром искусств Барышникова, с работами резидентов Центра, Азсура Бартона и Бенджамина Миллипида. В августе 2007 года он танцевал в хореографической постановке Ана Лагуна Матс Эк в Dansens Hus в Стокгольме.
За свою карьеру получил следующие награды:
- первая премия с отличием в категории Юниор III Международного конкурса балета Варны (1966)
- Золотая медаль I конкурса Международного балета Москвы (1969), Нижинский
- приз Парижской танцевальной академии (1969)
- премия журнала Dance (1978)
- премия Эмми (1979)
- почетная докторская степень Йельского университета (1979)
- награда Центра Джона Ф. Кеннеди (2000), в которой разделили испанский тенор Пласидо Доминго и актриса Анхела Лэнсбери
- почетная докторская степень Университета Нью-Йорка (2006)
- докторская степень Honoris Causa Консерватории Шенандоа Шенандоа (2007)
Он был женат на актрисе Джессике Лэнг с 1982 года, от неё у него есть дочь Александра (1977). Сейчас Михаил Барышников женат на бывшей балерине Лизе Рейнхардт. В 1981 году российский критик Геннадий Смаков опубликовал биографию Барышникова.
Человек невероятнейшего таланта.