Родилась: 11 мая 1894 года, Питтсбург, штат Пенсильвания.
Умерла: 1 апреля 1991 года, Нью-Йорк
Марта Грэм, американская танцовщица, хореограф и педагог, считается одной из главных фигур современного танца.
Марта Грэм: юные годы
Будущая звезда родилась в пригороде Питтсбурга, штат Пенсильвания, 11 мая 1894 года. Она была одной из трех дочерей Джорджа и Джейн Бирс Грэм. Ее отец был врачом, лечившим людей с нервными расстройствами. Когда ей было десять лет, одна из ее сестер заболела астмой и семья переехала в Калифорнию из-за более благоприятного климата. Грэм заинтересовалась изучением танцев после того, как увидела выступление Рут Сен-Дени (ок. 1880–1968) в Лос-Анджелесе в 1914 году. Ее родители не одобряли ее её выбор, поэтому она поступила в колледж.
Отец Грэхэм умер в 1914 году, после чего она смогла осуществить свою мечту. После окончания Cumnock она поступила в Denishawn Studio, танцевальную школу, управляемую Рут Сен-Дени и Тедом Шоном (1891–1972). У Грэм никогда не было уроков танцев до этого момента. Но маленькая, тихая, застенчивая, но трудолюбивая девушка произвела впечатление на Шона и гастролировала с его труппой в постановке «Ксочитль», основанной на индийской легенде. В 1923 году Марта Грэм покинула эту труппу, чтобы два года танцевать соло для Greenwich Village Follies.
Деятельность педагога
В 1925 году Грэм стал преподавателем танцев в Истменской школе музыки и театра в Рочестере, штат Нью-Йорк. Она начала экспериментировать с формами современного танца. «Я хотела начать не с персонажей или идей, а с движения» — говорила она. Марта Грэм отвергла традиционные шаги классического балета. Она хотела, чтобы танцующее тело было связано с естественным движением и музыкой. Она экспериментировала с тем, что может делать с телом, основываясь на его собственной структуре, развивая так называемые «ударные движения».
Первые танцы Грэм исполнялись на голой сцене с использованием только костюмов и света. Лица танцоров были напряженными, руки жесткими, а костюмы минимальными. Позже она добавила больше декораций и костюмов для эффекта. Музыка была современной и обычно сочинялась специально для танцев. Айседора Дункан (1878–1927), первая современная танцовщица, использовала музыку для вдохновения своих работ, но Грэм использовал музыку, чтобы сделать свои работы более драматичными.
Творческий процесс Грэм обычно начинался с того, что она называла «определенным волнением».
Вдохновение может исходить от классического мифа, события в американской истории, рассказа из Библии, исторических личностей, текущих социальных проблем, сочинений, стихов или картин. Затем она создавала драматическую ситуацию или персонажа, чтобы выразить свои чувства или идеи. После она находила музыку или просила написать новую музыку у своего давнего соавтора Луи Хорста. Чтобы поддерживать вдохновение, пока она создавала движения для его выражения. Цель танца Марты Грэм заключалась в том, чтобы повысить осведомленность о жизни и лучше понять природу человека. Танец был для нее «внутренним эмоциональным переживанием».
Грэм породила ряд других новшеств в современном танце. Она установила использование движущихся декораций, использовала реквизит в качестве символов и совмещала речь с танцами. Марта также была первой, кто собрал свою труппу, используя афроамериканцев и азиатов. Она заменила традиционную балетную народную одежду прямой темной длинной рубашкой или гимнастическим купальником. Используя сцену, пол и реквизит как часть самого танца, она создала совершенно новый язык танца. В 1926 году Грэм представила этот новый язык в своем первом сольном концерте в Нью-Йорке. Ее первая большая групповая работа, Vision of the Apocalypse, был исполнен в 1929 году. Самым важным ее ранним произведением было произведение под названием «Еретик».
Марта Грэм: успех и популярность
После исполнения Мартой главной роли в американской премьере «Весны священной» (1930) композитора Игоря Стравинского (1882–1971) Грэм в течение четырех лет (1931–35) гастролировала по Соединенным Штатам в постановке «Электра». Во время этой поездки она заинтересовалась американскими индейцами Юго-Запада. Одним из первых концертов, вызвавших такой интерес, были «Первобытные мистерии». Ее растущий интерес к американскому прошлому был замечен в ее танце, основанном на жизнях американских индейских женщин, Frontier (1935), и в ее знаменитых танцах. Аппалачская весна (1944 г). В 1932 году она стала первой танцовщицей, получившей стипендию Гуггенхайма (награда за продвижение художественных исследований и творчества). Она танцевала для президента Франклина Рузвельта (1882–1945) в Белом доме в 1937 году.
Грэм основала Репертуарный театр танца в Нью-Йорке в 1930 году. Она также помогла основать школу искусств Беннингтона в Беннингтон-колледже в Вермонте. Ее преподавание сделало Беннингтон центром экспериментального танца в Америке. После открытия Школы современного танца Марты Грэм в Нью-Йорке, она обучила большое количество современных танцоров, которые продолжали распространять ее идеи и стиль по всему миру.
Спустя годы
Свою последнюю роль Грэм исполнила в 1969 году, но продолжала ставить хореографию. В 1976 году она получила Президентскую медаль свободы. За год до своей смерти, в 1990 году, она поставила хореографию «Maple Leaf Rag», в которой участвовала музыка Скотта Джоплина (1868–1917) и костюмы Кэлвина Кляйна (1942). Ее имя до сих пор ассоциируется у многих с современным танцем. Марта Грэм умерла 1 апреля 1991 года, известная как одна из революционных танцовщиц ХХ века.